В прошлом году был принят первый пакет поправок в закон «О защите прав потребителей». Новый механизм предусматривает обязательство перед продавцом реагировать на жалобу потребителей. В ходе брифинга в РСК руководитель департамента по защите прав потребителей Алматы Арман Аксубаев сообщил, что поправки предусматривают введение трехступенчатой системы рассмотрения жалоб потребителей.
Первый этап - продавец обязан рассмотреть претензию покупателя самостоятельно или привлекая общественные объединения по защите прав потребителей. Второй этап - если продавец не желает договариваться, жалоба направляется либо в государственный орган, в компетенцию которого входит разрешение тех или иных вопросов. Третий этап - обращение в суд.
«Мы даём возможность предпринимателям и неправительственным организациям в первую очередь решить вопрос без участия государства. Для удобства и потребителей, и бизнеса, и государственных органов запущена Единая информационная система приёма и рассмотрения жалоб e-tutynushy.kz», - сказал Аксубаев.
В системе предусмотрят размещение ряда типовых форм жалоб в зависимости от предмета спора. Также потребитель сможет при необходимости выбрать из прилагаемого в системе перечня своего представителя, выбрать один из действующих институтов досудебного урегулирования. Какие права есть у потребителя? Арман Аксубаев отметил, что обычно в торговых местах идут навстречу и меняют или возвращают деньги за товар ненадлежащего качества. Согласно закону «О защите прав потребителей» в случае приобретения товара ненадлежащего качества, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Привет этом, если в результате проверки товара установлено, что недостатки отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю, то потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также расходы на транспортировку товара. Арман Аксубаев порекомендовал потребителям в случае приобретения некачественного товара сфотографировать покупку и свое пребывание в торговом заведении.
«В магазинах не запрещено фотографировать сам товар или полку. Это в дальнейшем может сослужить хорошую службу, если чек утерян или его не выдали», – добавил глава ведомства.
На что чаще всего жалуются алматинцы? В последнее время часто поступают обращения касательно некачественного предоставления услуг по изготовлению мебели. Также в списке популярных запросов со стороны населения - недовольство оказанием косметологических услуг, туристических услуг, когда идёт невозврат по приобретённым авиабилетам. Второй пакет поправок Арман Аксубаев сообщил, что сегодня ведётся разработка второго пакета поправок в закон «О защите прав потребителей». Прорабатываются:
инициатива по созданию Единой национальной ассоциации потребителей Казахстана; внедрение института омбудсмена по защите прав потребителей; усиление и укрепление гражданского общества.
Свежие комментарии